Vadim Kolpakov (vadimkolpakov) wrote,
Vadim Kolpakov
vadimkolpakov

Category:

Цыганская музыка в России

Цель этой статьи — вкратце ознакомить читателя с музыкальной культурой российских цыган.

Цыганская музыка очень разнообразна, в силу разнообразия самого цыганского народа, но для всех её проявлений есть общая уникальная черта. Цыганская музыка всегда очень гармонично вписана в рамки культуры народа, с которым проживают цыгане, она становится частью его общей культуры, и при этом она всегда остаётся узнаваемо цыганской. Подробнее об этом мы расскажем чуть позже, а для начала вспомним, что мы знаем о цыганах и их происхождении.

Предки цыган были выходцами из Индии. Это подтверждено как лингвистическими исследованиями, анализом языка, так и генетическими. Уже к 15 веку цыгане распространились по странам Азии и Европы. В одних они вели кочевой или полукочевой образ жизни, в других — оседлый, но в любом случае культура подвергалась сильному влиянию основного населения этих стран, на бытовом и уровне и на уровне искусства. Это стало одним из факторов, приведших к расслоению цыган на более восьмидесяти ныне существующих цыганских народностей. В наше время эти народности различаются порой очень сильно, так, что обычаи одной удивляют представителей другой. Языки этих народностей, имея единую индийскую грамматическую основу, различаются часто так сильно, что разные цыгане не понимают речь друг друга, кроме самых простых слов и фраз.
Другим фактором разделения цыган на народности стала профессиональная специализация. Как в Индии по признаку профессии жители делились на касты, так цыгане со временем тоже разделились по признаку профессии, но уже на народности. Например, цыгане-кэлдэрары, знаменитые своим красивым народным костюмом, традиционно занимались изготовлением и ремонтом кухонной утвари и другой работой с металлом, цыгане-лингурары — изготовлением деревянных ложек и половников, цыгане-боша — плетением корзин. Многие цыгане успешно проявили себя в коммерции. Немало было и цыган, чьей основной профессией являлось артистическое мастерство — выступления с животными, музицирование, пение и танцы.

Цыганские народности проживают обычно отдельно друг от друга. Неудивительно, что цыгане-артисты ориентировались не на цыганскую публику, а на соседствующие с ними народы. Для них было естественно ориентироваться на культурные запросы своей аудитории, играть мелодии, которые знакомы и нравятся слушателям, использовать инструменты, популярные в стране проживания. Так, например, в Испании, где популярна шестиструнная гитара, её мы и находим главным инструментом исполнителей фламенко — музыкальное направление андалузских цыган, ставшее достоянием и неотъемлемой частью испанской культуры. Ярким примером носителя этого вида искусства является известный гитарист Томатито. Танцоры фламенко Кармен Амая и Хоакин Кортес, певец Камарон популяризировали жанр на мировом уровне.
Интересен следующий факт. Если многие сегодня легко узнают фламенко, когда слышат его по радио, лишь немногие знают, какую огромную роль в создании этого вида искусства сыграли цыгане и что по сути это цыганская музыка. Большинство уверено, что это просто музыка Испании — хотя сами испанцы знают, что к чему. Такой же феномен наблюдается с музыкой румынских и венгерских цыган. Основанная на национальном инструментарии этих стран, а также на музыкальных традициях румынского и венгерского народов, музыка, с точки зрения стороннего наблюдателя, звучит так, как подобает звучать фольклору этих стран. И только опытное ухо местных жителей сразу опознает музыку как цыганскую. Примером успешных ансамблей румынских цыган, завоевавших мировую известность, служат Тараф де Хайдукс и Fanfare Ciocarlia. В Венгрии же это Шандор Лакатош и группа Калы Яг. Интересно, что именно в этих двух странах цыгане особо отметились в академической музыке.
Рождение цыганских музыкальных стилей происходит и в наше время. Так, во Франции, в начале XX века произошло рождение нового стиля: цыганскими музыкантами братьями Ферре и Джанго Рейнхардтом практически независимо друг от друга популярный тогда джаз был переработан в цыганском ключе, причём результат был стилистически очень схож. Новый стиль получил особый статус как «джаз-мануш», или «цыганский джаз», и завоевал огромную мировую популярность.

Мы коснулись только тех цыганских музыкальных традиций, которые вам всем хорошо известны — может, не по именам, но по крайней мере, по звучанию. Традиций же таких — созданных цыганами из разных стран, по сути, для народов тех стран — очень много. Например, в балканских и восточных странах интересна инструментальная музыка ярко восточного колорита, с применением волынки и других духовых и струнных инструментов. А немецкие цыгане традиционно играют на арфе.

И всё же, наша тема — музыка российских цыган.

Точное время появления первых цыган в Российской Империи неизвестно, предположительно это XVI-XVII века. В любом случае, массовое увлечение цыганской песней и пляской началось в России в конце XVIII века и продолжается до сих пор. Как вы знаете, в то время в России было крепостное право. У богатых помещиков и вельмож были зачастую частные хоры, оркестры и даже театры. Граф Орлов был первым, кто создал и содержал не русский крестьянский, а цыганский хор, так же из крепостных — впоследствии подобные хоры стали чрезвычайно популярны и описание их мы находим у многих русских литературных классиков, например Афанасия Фета, Николая Лескова, Владимира Сологуба, и Льва Толстого. К слову сказать, именно благодаря хорам крепостные цыгане получали вольную и возвратились к естественному для себя состоянию свободного человека.

Что же представлял собой цыганский хор?

Если мы представим себе академический хор, с одной стороны сопрано, с другой басы и так далее, мы окажемся далеки от истины. Цыганское многоголосое пение было основано на русском многоголосье и, как правило, было импровизировано. Участники хора также имели сольные номера, играли на русских семиструнных гитарах и исполняли танцы. В репертуаре первой половины XIX века преобладали русские народные песни на русском языке, но обработка этих песен была уже узнаваемо цыганской. Зачастую, текст сокращался, заменялся вокальными вариациями на «та-ра» или «нэ-нэ». Народная песня, изначально несущая основной свой смысл в тексте, преображалась, превращалась в крайне эмоциональную, зажигательную музыкальную картину, иногда украшенную актёрской работой хористов.
Известнейшие представители из дворян зачастую оставляли большие состояния в таких местах как Ресторан Яр, где выступал известнейший хор под управлением Ивана Соколова. Русский слушатель, будь то купец, чиновник, аристократ, или интеллигент, одинаково находил утешение и порой забвение в музыке цыганских хоров. А солистки хора, знаменитые Стеша и Таня, каждая в своё время имели огромное влияние на судьбы людей, включая даже таких великих как А.С. Пушкин.

Если в начале XIX века главным жанром цыганского искусства была русская народная песня, то уже к 1840-ым годам в цыганских хорах основой репертуара стал русский городской романс. Вдохновлённые сочетанием русского романса и цыганской манерой пения, виднейшие русские композиторы и поэты того времени стали сочинять произведения в уже новом виде романса, изначально ориентированного на исполнение цыганами, цыганскую манеру пения и игры, и использующий в тексте только начавшие оформляться художественные литературные приёмы цыган. Именно эти русские композиторы и назвали новый жанр «цыганским романсом», и фактически создали его. Впоследствии цыгане перехватили инициативу и уже сами развивали новый жанр, создавали новые произведения, оттачивали технику и довели до совершенства. Родство с русским городским романсом в нём чувствуется до сих пор, и, тем не менее, отличить два этих стиля нетрудно.

С приходом Великой Октябрьской Революции, изменение социального уклада привело к обнищанию ресторанов и ограничило возможности российских цыган-артистов. Многие были на грани прекращения артистической деятельности, в то время как другие профессии были уже практически забыты. К счастью, в новом обществе нашлось применение цыганскому искусству, вначале в форме концертных бригад и ансамблей, а начиная с 1931-го года, и в составе цыганского театра «Ромэн». На протяжение более 70 лет театр «Ромэн» являлся одним из наиболее интересных и динамичных театров Москвы, в наше время это самый знаменитый из цыганских театров мира. Он был создан при участии таких выдающихся талантов как певица Ляля Чёрная, драматург и гитарист Иван Ром-Лебедев, гитарист-виртуоз того времени Вава Поляков и танцор и хореограф Иван Хрусталёв.

При том, что в Театре всегда принимали участие профессиональные драматические актёры и режиссёры, самой главной составляющей работы Театра всегда была музыка, сольная и хоровая песня и конечно, виртуозный, зажигательный танец. Вначале спектакли проводились на цыганском языке, позднее же, ради популяризации цыганского искусства, спектакли стали идти на русском языке. Во время Великой Отечественной Войны (1941-45), труппа Театра с участием Ляли Чёрной выезжала на горячие точки военных действий в поддержку боевого духа солдат Красной Армии. После войны Театр приобрёл большую популярность как в пределах Советского Союза, так и за рубежом. Ярким явлением в жизни Театра стал знаменитый певец и актёр Николай Сличенко, чьё искусство по-прежнему вызывает восхищение и сегодня. В начале 80х театр он стал выезжать за рубеж и приобрёл имя в мировой цыганской культуре. Также в советские времена были популярны и различные цыганские ансамбли, такие как ансамбль Николая Жемчужного, семьи Волшаниновых, ансамбль п/у Османова, и др. В то же время большой популярностью пользовались исполнители-солисты российско-цыганской музыки, такие как Рада и Николай Волшаниновы, Трио Ромэн, Пётр Деметер и Люба Джелакаева, Соня Тимофеева, и многие другие. Что касается гитарной цыганской музыки в России, её самобытность была подчёркнута благодаря использованию уникального инструмента — русской семиструнной гитары. Популярность цыганской игры на семиструнной гитаре началась ещё в начале XIX века, и на сегодняшний день можно смело утверждать, что виртуозная игра на русской гитаре сохранилась в наше время в основном благодаря цыганам. За последние 30 лет такими превосходными гитаристами, оставившими свой след в цыганском искусстве, явились Александр Бобров, Фёдор Конденко и Александр Колпаков.

В заключение мы хотели бы привести пример обычной для цыганского музыканта карьеры на примере одного из авторов, Вадима Колпакова.

Вадим родился в музыкальной семье, хотя его родители по профессии и не музыканты. Как большинство цыган, он научился петь и танцевать в раннем возрасте, особо не придавая этому значения. Только в 14 лет у него появилась идея стать профессиональным артистом, и Вадим приехал в Москву, где брал уроки у выдающегося гитариста Александра Колпакова, его дяди. Уже через год Вадим присоединился к труппе Театра «Ромэн», где проработал 8 лет, а в 1999-ом году гастролировал с дядиным трио по всей Америке. Сейчас он живёт в США и одновременно работает с ансамблями «Талисман» и «Zingaresca». Кроме этого, он создал свою группу «Виа Ромэн», которой руководит и с которой гастролирует по США и Канаде.

С разными вариациями, примерно так выглядит типичный творческий путь цыганского музыканта в России.

Лилит Мазикина, Олег Тимофеев, Вадим Колпаков.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments